?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Как правильно приступать к утренним молитвам
в очках
sergoshin

На сей счет в молитвослове даются четкие указания : "Восстав от сна, постой мало, доколе не успокоятся чувства твоя". Цитирую не дословно, поскольку обычным молитвословом пользуюсь редко. Иерейский молитвослов также дает четкие указания : "Воспрянув без лености, и истрезвився, востав от сна, рцы сие" - и дальше идут сами молитвословия. Оба источника предлагают некоторое время спокойно постоять, прийти в себя после сна, и тогда приступать к утренним молитвам. Особенно обращает на себя внимание слово "восстав". Не "проснувшись", не "поднявшись", а именно "восстав" - то есть с чувством благоговения, преисполнившись значимости предстоящего молитвенного общения с Богом, "ходя пред очами Божиими". Об этом - в троичных тропарях утренних молитв - "Воставше от сна, припадаем Ти, Спасе". Об этом - в молитве после троичных тропарей - "От сна востав, благодарю Тя, Святая Троице...". Об этом и во второй утренней молитве, преподобного Макария Великого. Здесь восставший от сна не просто призывается благодарить Бога и припасть к нему, как в молитвах предыдущих. Преподобный начинает молитву таким образом: "От сна востав, полунощную песнь приношу Ти, Спасе...". Здесь человек призывается как видим к молитве полунощной - вставать следует как можно раньше. Молитвы - это опыт святых, читая их, мы понемногу, если читаем с усердием, восходим в их меру богопознания. Но как же тяжело бывает это делать... О себе мы не можем пока сказать, как преподобный Макарий Великий. Мы встаем с трудом, и начинаем молитвы "продравши глаза". Или спим долго, а потом молимся "опухше от сна". Между тем как в указаниях к молитвам, так и в самих молитвословиях многое можно почерпнуть об образе их совершения.

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Раньше выражение "востав" было обычной нормой речи, так говорили. Только и всего. Слово "уснуть" встречается часто в книгах, а вот "проснуться" или "продрать глаза" -- даже и не вспомню. Говорили: уснуть--востать. Также как и "истрезвися" -- вполне себе нормальное выражение. Хотя, даже в современном значении имеет свой шарм именно в иерейском молитвослове, зная некоторые "профессиональные болезни" духовенства:)))

После "профессиональной болезни" истрезвиться на следующий день получается наверное только к обеду, потому накануне литургии лучше не болеть:) насчет востав понятно, что так говорили, но хотел обратить внимание именно на то, какое значение слову придавали.

>>спим долго, а потом молимся "опухше от сна"
но вроде бы когда долго поспишь наоборот встаешь бодрый, а когда мало - наоборот и чуствуеш себя плохо

слишком долго спать тоже не здорово :)

  • 1