?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Снова о Фаворе и Ермоне
в очках
sergoshin

«Фавор и Ермон о имени Твоем возрадуетася» ( Пс. 88, 13) — прокимен праздника Преображения. Накануне подумалось: в каком контексте здесь упоминается Ермон — гора на севере Израиля. О том, что представляет из себя прокимен, лучше всего дает объяснение Алексей Сергеевич Кашкин: « Прокимен — библейский стих( чаще всего из псалма),предшествующий чтению из Священного Писания Ветхого или Нового Завета и подобранный для этой цели с соответствующим чтению содержанием» /1, стр. 94-95/. Тут же он дает пояснение истории возникновения прокимна — это по сути «остаток пения псалма с припевом к каждому стиху его какого-либо наиболее подходящего или знакомого народу стиха»/1, стр. 95/. Автор указывает, что «еще в 4-5 веках пелись таким образом целые псалмы" /там же/. Как видим, перед нами древний обычай, восходящий к временам, когда всенощное бдение совершалось на протяжении длительного времени, и народ молитвенно участвовал в нем. Здесь можно заметить, насколько сократилось нынешнее богослужение, которое мы с трудом выстаиваем, и поразиться силе духа тех христиан и посетовать на нашу немощь.


«Фавор и Ермон о имени твоем возрадуетася» - «восклицает псалмопевец, провидя будущее величие первой из этих гор»/2/. Как следует из цитаты, Библейская энциклопедия ясно указывает, что речь идет здесь именно о величии Фавора как горы Преображения. О значении же Ермона в контексте самого псалма говорит А. П. Лопухин : «Горы радуются, т. е. все обитатели Палестины полны благодарнаго чувства к Богу за Его благодеяния, обильно на них изливаемыя за время обитания в этой стране» /3, стр. 308/. Тут же указывается, что горы служат «символом всей этой страны» / там же/. Вчера /4/(да простится мне ссылка не самого себя) я задался именно таким вопросом - в каком контексте здесь упоминается Ермон, и неожиданно наткнулся в Википедии/5/ на целую теорию, утверждающую, будто событие сегодняшнее произошло вовсе не на Фаворе, а на Ермоне. Признаться, подобное откровение «современных богословов» стало неожиданностью, поскольку до вчерашнего дня о нем мало было что известно. Но чтобы так серьезно заявлять об этом... Попробуем разобраться в современных теориях и показать их несостоятельность.

Авторы этой теории — современные богословы. Они считают, что правильным местом Преображения является Ермон. До 4 века гора Преображения не называлась вовсе, потом царица Елена — мать императора Константина Великого — посетила Фавор с паломничеством и основала там монастырь. Именно это место она считала местом священного события и почему — то нимало в сем не сомневалась. Однако, по утверждениям современных критиков, Фавор был густо населен вокруг, на вершине будто бы располагалась римская крепость и замок, поэтому для уединенной молитвы гора не подходила. Фавор не слишком высокий, а вот Ермон — самое то. Он находится на самом севере Израиля, и именно оттуда, как считают авторы, Христос начал свой путь на Голгофу, с Севера на Юг, проходя, как повествует Писание, Галилею. Подробнее об это можно прочитать в вышеупомянутой ссылке в Википедии. Примечательно, что эту теорию проповедуют в основном протестантские богословы - например, шотландский пресвитерианин Уильям Баркли /6/, а из православных осторожно высказывается в поддержку еп. Кассиан Безобразов. Впрочем, с оговорками.

Вот здесь и повод задуматься — ибо все сомнения вырастают из протестантской среды. О причинах подобного явления я писал ранее — в цикле материалов о проблеме авторства Пятикнижия. Если интересно — кликните справа по ссылке «Писание», там эти материалы представлены.

Все дело в том, что православные богословы , как и вся Церковь, помимо Писания признают еще и Предание. Если учитывать этот фактор, становится понятным многое. Например, почему до 4 века о Фаворе как горе Преображения, не упоминается. Ведь на ней в момент сего великого события были апостолы Петр, Иаков и Иоанн. Они рассказали все своим последователям, и нужды записывать что-то не было. Всем все было известно. Еще жива была сама память об этом. Это все равно, как сегодня, спустя те же 300 с небольшим лет, сомневаться, что Петр Первый разбил шведов не под Полтавой, а в каком-то другом месте.

Поэтому и равноапостольная Елена нимало не сомневаясь, поскольку обладает истинным знанием (а другого тогда просто и не было), паломничает именно на Фавор, там строит монастырь.

Утверждение, будто бы Фавор не слишком высокий или слишком населен не выдерживает никакой критики. Глядя на изображение святой горы, понимаешь, что даже ввиду римской крепости для молитвы Христа нашлось бы место, достаточно уединенное и спокойное. Впрочем, тот же Баркли не указывает, когда появилась там крепость. Вполне возможно, и после казни Спасителя.

Вершина Ермона покрыта снегом. Причем некоторые источники свидетельствуют, что снег находится там постоянно. Скажите мне, могут ли пребывать там апостолы, отягченные сном? Вполне вероятно, что при пониженной температуре никакого сна не будет, да и стремиться на такую вершину незачем. Потому и является Ермон безлюдным до нынешнего дня.

Критики говорят далее, что с севера Иисус Христос начал свой путь на Голгофу. Рассчитайте расстояние — а ведь по Писанию, Преображение случилось «прежде шести дней Пасхи». Нужно было очень спешить, чтобы за шесть дней преодолеть такой путь. Без современных средств передвижения подобное возможным не представляется. А ведь, говорят «богословы», Он по пути шел через Галилею. И даже карту представляют со своими схемами.  Мы же, глядя на эту карту, утверждаем - нет, не шел, а только посетил какую то ее часть, что вполне возможно по дороге с Фавора.

И так далее. Теория несостоятельна. Можно ли доверять мнению современных протестантских богословов, если до их «озарения» Церковь на протяжении более двадцати веков нимало не сомневалась в том, что именно Фавор — гора Преображения? Вопрос риторический. Важно понять причину, для чего все это делается. Вначале сеется сомнение в том, какая из двух гор правильна. Потом, по прошествии времени, сеется через подобные моменты сомнение в истинности вообще всех Евангельских событий...  К счастью, у нас есть Предание, которого держимся, есть свидетельства отцов Церкви. И самое главное — с нами Бог!

Литература и источники :


  1. Кашкин Алексей Сергеевич. Устав православного богослужения. Учебное пособие по Литургике. - Саратов, 2012.


  2. http://slovari.yandex.ru/~%D0%BA%D0%BD%D0%B8%D0%B3%D0%B8/%D0%91%D0%B8%D0%B1%D0%BB%D0%B5%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D1%8D%D0%BD%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D/0%B5%D0%B4%D0%B8%D1%8F/%D0%95%D1%80%D0%BC%D0%BE%D0%BD/


  3. А. П. Лопухин. Толковая Библия, или Комментарий на все книги Св. Писания Ветхаго и Новаго Завета. Том 1. Репринт. - Стокгольм, 1987.


  4. http://sergoshin.livejournal.com/18954.html


  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%F0%E5%EE%E1%F0%E0%E6%E5%ED%E8%E5_%C3%EE%F1%EF%EE%E4%ED%E5


  6. http://www.bible.by/barclay-new-testament/read-com/40/17/




Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

  • 1
Можно добавить, что не было не только на Фаворе но во всей Иудее ни одной "римской крепости". И даже римских войск, как таковых не было. Римская армия была в двух местах - в Кесарии (как городе кесаря), и гарнизон при прокураторе. Собственно поверить в то, что Каиафа был сумасшедшим, когда говорил , что"если мы ничего не сделаем, придут римляне", не зная, что уже по Иудее стоят римские крепости - я не могу. Тем более , что Иосиф Флавий в 18 книге , описывая это время, рассказывает, как Пилат пытался ввести римский отряд в Иудею, а иудеи заставили его передумать, потому что в римском войске было изображение кесаря, а никаких изображений в Иудее быть не должно.

Римские крепости появились только после восстания Бар Кохбы и разрушения Иерусалима.

Чудовищное невежество у авторов этой "теории".

Вообще же подобные авторы, думается, рассчитывают на неосведомленность других, забывая, что православие обладает полнотой знания. Порой замечаю в разговорах с протестантами, как, казалось бы элементарные вещи, которые знает каждый ученик воскресной школы, вызывают у них полный ступор от неосведомленности собственной...

Edited at 2014-08-19 03:38 pm (UTC)

  • 1